программа «Цветные ладошки»
Программа « Умные ручки» составлена на основе авторской И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» и рассчитана на два года обучения.
Программа содержит систему занятий по лепке, аппликации, рисованию, конструированию из бумаги и разного материала.
Актуальность программы. Художественно- творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания , основное средство художественного развития детей. Программа «Умные ручки» представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Практическая значимость программы заключается в том, что она служит не только художественно-эстетическому воспитанию детей, но и способствует их знакомству с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики .
Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи программы.
Образовательные:.
• Учить анализировать и передавать характерные особенности изображаемых предметов в рисовании, аппликации, лепке, конструировании,
• Знакомить детей со свойствами изображаемых предметов,
• Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т.д.)
• Учить передавать несложные движения предметов,
• Учить передавать пространственные взаимоотношения между предметами,
• Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы,
• Учить составлять композиции из готовых и самостоятельно изготовленных форм,
• Знакомить детей с цветовой гаммой,
• Учить пользоваться карандашами, красками, кисточкой, ножницами, стекой
Воспитательные:
• Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
• Воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание,
• Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий,
• Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательности по отношению к окружающим
• Воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его,
Развивающие:
• Развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов,
• Развивать художественно – творческие способности детей,
• Развивать у детей способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках: изображать один и тот же предмет в лепке, рисовании, аппликации,
• Развивать моторику.
Особенности программы
При построении программы соблюдены общепедагогические принципы:
- принцип культуросообразности: построение или корректировка содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития задач в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному»;
- принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением в соответствии с возрастом и опытом детей;
- принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно – творческого развития детей с учётом «природы» детей, т.е. возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы и жизненный опыт детей.
Особенности данного возраста диктуют построение творческой деятельности детей таким образом, чтобы изготовление изделий подкреплялось словом, игровой ситуацией, драматизацией. Такая работа способствует также развитию речи детей, умению общаться.